Археологические находки в Москве раскрывают связь с пасхальными традициями
Москва, 5 мая - DIXINEWS.
Кресты, изображение и керамическая птичка, датируемые XVIII–XIX веками, были обнаружены в историческом центре города. В настоящее время они подвергнуты процессу реставрации.
В ходе археологических раскопок на территории Заяузья (Яузская улица) исследователи обнаружили антикварный литой образец конца XVIII века, украшенный разноцветной стекловидной эмалью, а также три нательных узорчатых креста. На Усачевой улице археологам удалось обнаружить нижнюю часть фарфоровой фигурки курочки XIX века, у которой у лап лежит несколько ярких пасхальных яиц.
В преддверии светлого праздника Пасхи исследователи под руководством главы Мосгорнаследия Алексея Емельянова обнаружили нечто необычное - фрагмент фарфоровой курочки, символизирующий праздничные традиции. Этот находка свидетельствует о том, что православные обычаи иногда проникают в нашу повседневную жизнь, превращая даже модные фигурки в предметы пасхального обожания. Таким образом, культура и традиции переплетаются в одном неповторимом мире.
Археологи обнаружили бронзовую иконку и три фигурных нательных креста из цветного металла в слое XVIII века на Яузской улице. Эти предметы имеют высокое качество исполнения и проработку деталей, но отличаются от обычных серебряных изделий. Это говорит о том, что их владельцы были людьми со средним достатком и предпочитали доступные по цене реплики более дорогих изделий.При раскопках часто обнаруживают нательные кресты, которые были обязательным атрибутом практически каждого человека в прошлом. Эти археологические находки считаются самыми распространенными среди предметов религиозного культа. Кресты были непременным элементом облика и символизировали веру, поэтому их всегда носили с собой. В результате, можно было случайно утратить крестик в любом месте, от публичных мест до личных домов. Поэтому археологические находки такого рода могут быть обнаружены в самых разных местах, включая парки, улицы и подвалы зданий.
Редкие изготовления литых икон встречаются нечасто из-за индивидуального выбора иконы-покровительницы каждого человека. Недавно археологи из столицы обнаружили пример такого изготовления иконы. Это искусно выполненная вершковая нательная икона, получившая название из-за своих размеров, соответствующих старой единице измерения — вершке, равной 4,4 сантиметра. Надежное крепление иконы на шнуре украшено оглавием в форме квадрата с изображением Спаса Нерукотворного. В центре иконы изображена Святая Троица. На бронзовой литой основе нанесена многоцветная стекловидная эмаль, а вокруг композиции расположена широкая рамка с надписью "Святая Троице, Слава".
Изображение «Святой Троицы» представляет собой визуализацию Троичного Бога - Отца, Сына и Святого Духа. Три лица Бога символизируются тремя ангелами, сидящими за столом под дубом с тремя чашами. Традиция ношения нательных икон имеет древние корни и пришла на Русь из Византии, также как и ношение крестов.
Фарфоровые декоративные фигурки, вдохновленные библейскими сюжетами или связанные с религиозными праздниками, стали модными только в XIX веке, когда они стали доступны не только знати, но и обычным горожанам. С увеличением популярности фарфора мастера начали изображать все более разнообразные сюжеты в своих работах. Так, в конце XIX века праздник Пасхи также стал одним из вдохновений для мастеров, работавших с этим материалом.
Во время археологических раскопок на Усачевой улице был обнаружен отрывок фарфоровой статуэтки в форме курочки, являющейся типичным примером художественного изделия данной тематики. Специалистам удалось обнаружить нижнюю часть статуэтки, где помимо изображения куриных лапок, можно заметить несколько ярких пасхальных яиц.При этом клеймо на этой статуэтке отсутствует, а покрытие из цветной глазури и детали фигурки не отличаются тонкостью проработки. Это позволяет сделать вывод, что подобного рода изделия производились на небольшой фабрике и были доступны широкому кругу людей, которые могли приобрести их, например, для украшения пасхального стола или интерьера.
Сейчас все эти ценные находки находятся на стадии реставрации. После завершения работ по восстановлению их передадут в музей для дальнейшего хранения. За последние 13 лет археологи смогли найти более 100 тысяч артефактов, из которых уже более 33 тысяч переданы в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.