Эксперты: авиапассажиров пора защищать от хулиганов на борту

Москва, 20 апреля - DIXINEWS.

Растущее число инцидентов на борту российских авиалайнеров ставит перед депутатами вопрос об ужесточении мер за хулиганство авиапассажиров.

По мнению российских авиаторов, главная причина разгула авиахулиганов – слишком мягкие законы за подобные проступки, и благодушие наших депутатов, которые ещё не успели исправить действующее законодательство в этом вопросе.

А ведь от действий дебоширов на борту самолёта страдают не только авиакомпании, но и другие пассажиры.

Недавний пример. 16 апреля рейс «Аэрофлота» из Тель-Авива в Москву был задержан на 20 часов. Причиной этому стало то, что пассажир из хулиганских побуждений напал на члена экипажа. В результате сорван график полётов, пишет «Московский комсомолец».

За несколько дней до этого инцидент произошёл на борту рейса «Москва-Владивосток». Неадекватный пассажир потерял сознание, а когда ему оказали первую медицинскую помощь, пришёл в себя и стал бросаться на окружающих. Членам экипажа пришлось связать мужчину. А 18 апреля полиция забрала из самолёта «Краснодар-Минск» пьяного пассажира, который устроил шумную перепалку внутри лайнера. Его просто вовремя не отследили.

Издание пишет, что с каждым годом стабильно растёт число правонарушений на борту самолётов. Из-за этого срываются рейсы, портится репутация перевозчиков, нервничают сотни пассажиров. А тем временем в Государственной Думе несколько лет лежит законопроект об административной и уголовной ответственности для пассажиров, которые нарушают правила безопасности на борту. Документ предлагает создать список авиадебоширов, и не пускать их в самолёт еще при посадке.

Крупнейший российских авиаперевозчик «Аэрофлот» с 2012 года добивается создания подобного чёрного списка, и разработки юридического механизма, который позволит избавляться от хулиганов на рейсах. Такую же позицию заняла другая компания «Ютэйр». Но, как и раньше, сегодня члены экипажа никак не могут противодействовать хулиганам на борту. Самое обидное для перевозчиков то, что все необходимые предложения давно сформулированы, но когда они будут приняты – неизвестно.

- Так что пока из-за устаревшей или непроработанной юридической базы российские авиакомпании покорно несут прямые убытки и серьезные имиджевые риски, - пишет «МК». Тогда как в Великобритании и Голландии, к примеру, за некоторые проступки авиадебошир может отправиться в тюрьму на срок от 2 до 4 лет. В России подобной практики нет.

- Во-первых, действующее законодательство не позволяет перевозчикам применять черные списки. Необходимо принять поправки в Воздушный кодекс и Федеральный закон «О персональных данных», которые могли бы предоставить возможность авиационным властям гражданской авиации вести черные списки и разрешить авиаперевозчикам отказывать пассажирам в приобретении билета, - говорит эксперт Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор. - Во-вторых, нужно срочно вносить изменения в КоАП РФ, предусмотрев специальный состав за противоправное поведение на борту и штраф для нарушителей до полутора не тысяч, а миллионов рублей.

Также Кричевский предлагает внести уголовную ответственность за неподчинение на борту членам экипажа, и рассмотреть возможность применения командой лайнера специальных средств в отношении хулиганов. Естественно, без огнестрельного оружия.