Региональные ЗакСы выступили за пересмотр системы госзакупок школьного питания

Санкт-Петербург, 27 апреля - DIXINEWS.

Региональные депутаты предложили изменить правила госзакупок, которыми региональные чиновники руководствуются при выборе поставщиков школьного питания. С соответствующей инициативой выступили депутаты Законодательного собрания республики Карелия, их уже поддержали депутаты Новосибирской области. Свое предложение они направили в ФАС и правительство РФ. На сегодняшний день основным критерием является заявленная поставщиком на торги стоимость услуг – наибольшие шансы на получение контракта имеют те компании, которые предложили наименьшую стоимость.

Редакция « Известий» ознакомилась с предложениями депутатов и пообщалась с экспертами о том, позволят ли такие меры разрешить накопившееся проблемы, а также о том, как это отразится на местных бюджетах.

Депутаты предложили пересмотреть ряд пунктов постановления № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По мнению авторов инициативы, руководителям учреждений здравоохранения, социального обслуживания и образования по-прежнему «не всегда удается» обеспечить организацию качественного и полноценного питания.

В настоящее время один из пунктов документа гласит, что при определении поставщика заказчик обязан установить в документации о закупке стоимостные и нестоимостные критерии оценки, которые в общей сложности должны дать 100%. Минимальное значение первого критерия – 60%, второго – 40%. Примечательно, что именно ко вторым относятся характеристики, свидетельствующие о качестве предоставляемых услуг.

Председатель правления Ассоциации предприятий отрасли социального питания Андрей Плышевский обратил отдельное внимание, что правила выбора поставщиков при проведении госзакупок нуждаются в серьезном пересмотре, поскольку основным критерием для его определения является стоимость услуг, а не качество предоставляемой продукции.

Помимо того, на сегодняшний день не существует обязательных условий проведения конкурсных процедур. В таком случае, по словам Плышевского, в ряде регионов местные администрации могут объявить конкурс с последующим заключением контракта на несколько лет вперед, тогда дети «становятся заложниками».

По его мнению, менять соотношение критериев при выборе поставщика необходимо, однако нужно это сделать таким образом, чтобы добиться реальных изменений в системе. На это потребуется еще три или четыре постановления, чтобы «программа была сделана комплексно». Он также предложил проводить процедуру госзакупок в два этапа, чтобы можно было оценить реальные возможности потенциального поставщика в сравнении с заявленными.

Председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова выразила уверенность, что увеличение нестоимостных критериев оценки даст возможность более тщательно и вдумчиво подойти к процедуре определения поставщика.

Отметим, что рынок социального питания Санкт-Петербурга также нуждается в пересмотре системы госзакупок. Ранее он был признан ФАС одним из лидеров по количеству картельных сговоров. За последние пять лет было выявлено почти десяток подобных нарушений.

В пример можно привести ситуацию с одним из крупнейших поставщиков города АО «Артис-Детское питание». Компания смогла выиграть тендер на поставку питания во все 25 школ Колпинского района благодаря колоссальному демпингу начальной (максимальной) цены контракта. Помимо того, комбинат обслуживает все детские сады района. Выиграть конкурс на поставку ему также помогло резкое занижение цены. В одном из случаев «Артис» выиграл, снизив тендер с начальной ценой 27,6 млн руб. до 10,7 млн.


Отметим что компания значительно уступала «ТД «Ленинградский» по нецелевому критерию, и в частности — в «деловой репутации». Однако это не помешало комбинату победить в тендере.

 

После этого в Сети появилось огромное количество жалоб от родителей из-за ухудшения качества предоставляемой пищи. Данная ситуация наглядно демонстрирует, что для Петербурга также актуальна инициатива региональных депутатов по изменению системы госзакупок. В первую очередь необходимо проводить оценку возможностей поставщика и его нестоимостных критериев, поскольку именно эти показатели в конечном итоге влияют на качество питания, поставляемого детям.

Напомним, ранее депутат Госдумы Михаил Романов направил аналогичное предложение председателю Правительства Михаилу Мишустину. Такие всесторонние призывы изменить систему госзакупок детского питания позволяют надеяться, что инициатива всё же приобретёт форму закона.